Межэтнические браки в современном обществе не новы. Они были и в Средние века, и позднее, и в настоящее время тоже являются особой чертой социально-культурного общества. Да, многие этнологи, психологи говорят что смешанные браки это хорошо, обновляется кровь народа, появляется более чистая нация.
Любой настоящий брак между мужчиной и женщиной объединяет их благодаря влечению, любви. Но в этих межэтнических браках есть много подводных камней, которые молодожены обязаны учесть. Давайте на примере одного гагаузского этноса разберем некоторые особенности семейных отношений и попытаемся вывести одну формулу счастья для межэтнических браков.
В каждом этническом обществе существуют свои традиции, свои законы и свои устои. Эти правила жизни священны для каждого этноса, особенно если традиции соприкасаются с религией. Если нация не соблюдает свои устои, традиции, оставленные им предками, она рано или поздно растворяется в гуще более сильного народа.
Далее я хочу поверхностно, особо не углубляясь в историю, показать принадлежность гагаузского народа к славянскому миру.
И так, возьмем гагаузский народ. Это религиозно-устойчивая нация христианского вероисповедания, корнями уходящая в далекие незапамятные времена. Это смешанный тип народа, в которую входит несколько этнических разновидностей, т.к.: славяне, тюрки (печенеги, куманы, булгары, узы, огузы). Но не смотря на полноту разновидностей это все-таки – ТЮКСКИЙ народ. Но самое интересное то, что несмотря на тюркскость, самосознание этого народа – СЛАВЯНСКОЕ.
Говоря славянское самосознание, здесь подразумевается именно христианская религия т.е. – Православие. Почему, потому что славянами гагаузский народ сам этого не понимая шел много тысячелетий бок о бок. Начало свое, эта «дружба» берет еще с средних веков с Балканских земель.
Да, гагаузы получили христианскую веру от Великой Византии, но исторически, так сказать, имели дело в основном со славянами, которые и в свою очередь охристианизировались в X в.
Например, многие дореволюционные да и современные болгарские историки, этнологи считают, что именно гагаузы являются потомками тех первых протоболгар, т.е прародителями современных болгар. Любой историк подтвердит, что болгары это совсем не славянский народ, это тюрки. Протоболгары, которые переселились на балканский полуостров еще в VII веке н.э из Центральной Азии. А вот славянами они (протоболгары или болгары) стали уже в IX веке н.э. благодаря сильному влиянию мелких славянских народов (славяне – северы, смолене, драгувиты, ринхиты) населявших или граничащих с Балканским полуостровом. И читатель может сам сделать вывод почему все-таки у гагаузов славянское самосознание.
Именно христианская религия изменила, смягчила, дала новую жизнь гагаузскому народу. Благодаря нравственности Православие укрепило гагаузские традиции, вдохнула новую жизнь благодаря чему, гагаузы и сохранились до сегодняшнего дня.
Как и во многих народах – семья это крепость, это очаг, тыл, берег… можно много перечислений привести, так же и у гагаузах очень большое значение уделяется семье.
Как было выше сказано, у гагаузов много традиций и все они, исключительно все – нравственные.
Так как этот народ до сих пор, сильно придерживается патриархального уклада семьи, соответственно и много традиций связанны с семьей. В отношениях мужчины и женщины в семье большое значение имеет мужчина, т.е. – муж. И для любой супружеской четы в гагаузском обществе, как религиозный народ слова апостола Павла направленные к Ефесеям в главе 5 – особо важны.
« 22. Жены повинуйтесь своим мужьям, как Господу
- Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела.
- Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
- Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
- Чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
- Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
- Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.»
Самое интересное то, что сами гагаузы этих слов особо может и не понимают, в меру своей малограмотности или не начитанности, но благодаря традициям семьи оставленные их предками, мы можем наблюдать как муж – глава гагаузской семьи, следуя этим священным словам управляет своим «близким обществом».
Гагаузские мужчины по природе своей грубы, торопливы, нетерпеливы, быстры, малоромантичны – словом трудоголики. Большое значение для мужчин, создавших семью, имеют дети.
Дети – это продолжение рода, значит, семья жива навеки. В желаниях детей отец уступчив, но чтобы ребенок не испортился, и не превратился в потребителя здесь большое значение имеет влияние и воспитание матери. Мать особо подчеркивает в воспитании детей – уважении к отцу.
Особенно отцы строги с сыновьями. Сыновьям отцовская ласка не передается, она восполняется материнской лаской. Мальчики воспитываются в труде, в выносливости, в честности и в справедливости. Вообще надо сказать у гагаузов сильно развито чувство несправедливости. За справедливость мужчина готов всем своим существом доказать свою правоту. Пусть даже если она никому не нужна.
Жена в гагаузской семье – кроткая, послушная, МУДРАЯ. Ее может явно и не обожествляют, но она безусловно является главным элементом в отношении создании крепкой семьи. Надо отметить, что ее с детства этому учат, как и что должна делать жена, в каких ситуациях необходимо вести себя.
Несмотря на то, что сыновья растут в семьях строго, они имеют особое уважение к своим отцам. И как было выше сказано эта забота лежит на плечах жены – матери.
Мать особенно обращает большое значение к воспитанию дочери, во что отец практически не вмешивается. Девочку с детства готовят как домохозяйку в полном в смысле этого слова. Ибо выйдя замуж и придя в чужой дом (мужа), потому как невестка ведет домашние дела, старшие в семье делают определенный вывод, как девушку воспитали. И если воспитание было недостаточно, невестке помощницей становится мать жениха. Но соседи или родня жениха ОБЯЗАТЕЛЬНО донесут матери невестки о недостаточном воспитании их дочери. Это становится большим укором для родителей девушки.
На примере Евангельских слов, мы видим какое значение и влияние для создании и сохранении гагаузской семьи имеет для супругов. Оба супруга стараются следовать этому нравоучению. И благодаря чему семья становиться крепкой и многочадной. Потому что во главе угла стоит Христос.
Так же интересно поведение гагаузских мужчин и женщин в Церкви.
В Храме мужчины строго стоят на правой сторонне, женщины на левой. Мужчины везде и всегда женщинами пропускаются вперед, будь то причащение или помазание и т.д. Женщина в храме не разговаривает (не то что она не имеет право разговаривать, а ее просто с детства так учат – такому поведению в Храме), слово всегда держит мужчина. Это касается или порядка в храме или какие-нибудь организационные моменты связанные с Храмовыми торжествами или собраниями. Женщина всегда заходит в храм в платке и в женском одеянии. Вход в Храм без платка, в брюках или в мини-юбках является грехом. Не подобает входить в Дом Бога в вызывающей одежде. Недопустимо и мужчине в Храм одевать рубашку без рукавов.
Вот некоторые жизненные моменты из традиционного уклада гагаузкого народа.
Теперь же постараемся вывести формулу успешного и крепкого межэтнического брака. Возьмем например смешанный гагаузко-русский брак. Формула такова:
«Если русская девушка вышла замуж за гагауза, для того чтоб была крепкая и счастливая семья, девушке необходимо «стать гагаузской», чтоб понять своего мужа.».
Разумеется прежде чем сделать этот шаг, т.е. вступить в брак не из своего «рода и племени» любой девушке и конечно же гагаузке, необходимо изучить и ознакомиться с особенностями и традициями своего суженного. И только потом, обдумав и «родившись» заново для своего любимого, она может сделать этот шаг, она сможет создать крепкую семью.
Без этой формулы любой межэтнический брак обречен на поражение.
Протодиакон Константин БАРГАН
Просмотры (7)