Образ апостола Петра в Евангелии от Марка

Вниманию наших читателей представляем курсовую работу студента 1 курса бакалавриата Московской духовной семинарии Алексея Толмача.

Введение

Отправляясь на проповедь после Сошествия Святого Духа, апостолы, посещая разные города, основывали там Церкви, рукополагали туда епископа (в основном своих ближайших учеников), и так старались распространять христианскую веру. Потом апостолы, интересуясь состоянием основанных ими Церквей,  для вразумительных, поучительных целей, писали им послания, которые вошли в канон Священного Писания и сохранились до наших дней. Но основными книгами, содержащими учение Иисуса Христа — это Евангелия Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Написание каждого евангелия имеет свою историю и свои особенности. Рассмотрим кратко каждое Евангелие и определим, чем Евангелие от Марка отличается от других трех.

Евангелие Матфея

Матфей был одним из двенадцати учеников Христа. Прежде призвания он был мытарем. После слов Христа: «Следуй за мной» он оставляет свою прошлую жизнь и в дальнейшем является свидетелем проповеди Его. Евангелие написано Матфеем в 42 году, в 8-й год после Вознесения. Оно было адресовано христианам из евреев. Следующий вывод мы делаем, исследуя сам текст. Во-первых, текс наполнен такими сведениями, которые будут понятны только в иудейской среде. Во-вторых,  в тексте встречается огромное количество цитат из Ветхого Завета — пророчества о Мессии и их исполнение . В-третьих, Евангелист избегает  термина Царство Божие, и заменяет его термином Царство Небесное. Это делается потому, что иудеям запрещалось употреблять имя Божие. В-четвертых, акцент делается к роли Иосифа, через которого Младенец связывается с мессианской линией в Его земной родословной (у иудеев было принято вести родословную по линии отца). Из этого следует такой вывод, что апостол Матфей основной своей целью ставит при написании Евангелия показать, что Христос — именно тот Мессия, которого все тогда ожидали, о котором пророчествовали пророки.

Евангелие Марка

Марк, апостол из 70-ти, был племянником апостола Варнавы. Во время распространения проповеди апостолами, он был спутником Петра, Павла и Варнавы. Евсевий Кесарийский и Папий Иерапольский называют Евангелиста Марка переводчиком Петра, слова которого им были записаны в Риме, хотя и не по порядку. Важная особенность этого Евангелия — это краткость, что можно пояснить тем, что Марк писал по памяти, и повествовал о самом важном из всего запомнившегося. В тексте чувствуется близость автора к апостолу Петру, также присутствуют множество деталей, которые были личными воспоминаниями первоверховного апостола.

Евангелие Луки

Апостол Лука был родом из Антиохии Сирийской. До своего апостольского служения он был врачом. Услышав о Христе, он прибыл в Палестину и горячо воспринял учение от Самого Христа.  Он, еще при жизни Господа, был отправлен на проповедь с другими 70 апостолами на проповедь о Царствии Небесном. Его Евангелие было написано около 62-63 годов, и имело своим адресатом некоего «достопочтенного Феофила», к которому была адресована и книга этого же апостола — Деяний апостольских. Самой важной особенностью этого Евангелия является то, что оно отвечает за историческую точность, хронологическую последовательность, точные названия географических мест. Также он был спутником апостола Павла, и принято считать, что Павел имел серьезное влияние на Евангелие Луки , которое называют Павловым Евангелием.

Евангелие Иоанна

Апостол Иоанн, прозванный Богословом, написал свое отличительное от остальных Благовестителей Евангелие на рубеже первого — начале второго века. Он, одобрив другие три Евангелия, написал свое «Дополнение», четвертое Евангелие, в котором сделал акцент на Божественное достоинство Иисуса Христа. Также Иоанн специально опускает те моменты из жизни Христа, которые достаточно описаны в предыдущих Евангелиях. Текс Евангелия наполнен  глубочайшим догматическим содержанием, особенно пролог Евангелия настолько глубок в понимании, что для понятия требует чтения дополнительной литературы и толкований.

Рассмотрев  всех четырех евангелистов, мы видим, что каждое из них имеет свои особенности и цели написания. Евангелия Марка и Луки писались со слов первоверховных апостолов Петра и Павла, и эти Евангелия можно нарекать их именами – Петровым и Павловым. Блаженный Августин утверждает, что в избрании Марка и Луки был особый  божественный замысел, что  Святой Дух избрал для написания Евангелия двоих [Марка и Луку] не из числа двенадцати, чтобы люди не думали, что благодать благовествования  была дана только двенадцати, и что с ними иссяк источник  благодати.

Почему именно по Марку?

Рассматривая данную тему, я считаю необходимым вначале разобраться с понятиями, в частности, что мы будем подразумевать под словом « образ». Под «образом» мы будем рассматривать внутренние качества апостола, его душевное и духовное состояние, нравственное положение. Для начала хотелось бы пояснить, почему мы рассматриваем Петра именно по евангелию от Марка. Надо сказать, что апостол Марк был спутником Петра, и они вместе возвещали людям благую весть о Воскресшем Христе. И Марк писал свое Евангелие со слов Петра, и можно уверенно сказать, что Евангелие Марка — это живая проповедь Петра,        его подлинный голос и истолкование его слов, которые были обращены к язычникам. Такое мнение сложилось еще в ранние времена, которое всеми принималось и никем не оспаривалось. Конечно, Петр знал, что его проповедь записал его друг Марк и никак не возражал этому, но и не просил сделать это. Считается, что Марк записал широко распространившуюся и авторитетную проповедь Петра по просьбе многочисленных верующих. Вот как об этом говорит Климент Александрийский, слова которого приводит Евсевий Кесарийский:         « Когда Петр публично проповедовал Слово в Риме и, исполнившись Духа, благовествовал, то множество присутствующих попросили Марка, который давно сопровождал Петра и помнил его слова, записать сказанное. Сделав это, он  передал Евангелие тем, кто нуждался в нем. Когда Петр узнал об этом, он не выразил ни запрещения, ни поощрения»[1]. Мы смело можем сказать, что между апостолами была крепкая дружба, если они вместе ходили по разным странам с проповедью, но в Евангелии явно чувствуется, что Марк лучше описывает те места, где апостол Петр проявляет свои слабые качества, а там, где Петр выделяется от остальных, то он описывает эти места как бы мимолетом. У Евсевия мы находим такую мысль, что всем апостолы рассказывали о себе больше плохого, чем хорошего: «Ученики Иисуса, избегая всего, что могло бы принести им добрую славу, рассказывали о себе дурное, в вечную  память, и обвиняли себя в прегрешениях, о которых никто в будущих поколениях и не узнал бы, если бы не их собственное признание, как бы написанное на позорном столбе»[2]. Так, как сам Петр рассказывал о себе, так Марк и записал. Но Марк же знал все подвиги своего друга, но не описал их.  Как же так получается? Не должно ли быть все наоборот? Друзья всегда стараются отзываться друг о друге только хорошо, местами даже с преувеличениями, но конечно же не так, как пишет о Петре Марк. Из этого мы можем сделать такой вывод, что Марк «смиряет» своего друга, он специально старается не писать о нем так высоко, зная его смирение, его пожизненное покаяние о своем отречении, и помня об этом, специально показывает нам пример, что не нужно гордиться своими навыками и достижениями, а надо помнить всегда о своих тяжких грехах, и каяться в них всю жизнь, каких бы положительных результатов не достигли после содеянного греха.

Краткая биография апостола Петра

Апостол Петр, который назывался раньше Симоном, был братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его к Христу после того, когда Иоанн Креститель указал на Христа, как на Мессию. Господь, посмотрев на него, сказал: «Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень[3]» (Ин. 1: 42). Изменение имени для него означало то, что с этого момента его жизнь меняется коренным образом. Так он стал одним из последователей Господа. За пламенную веру он вошел в число любимых учеников Христа вместе с Иоанном и Иаковом, которых Господь в важные моменты своей проповеди берет с Собой, чтобы непоколебимо укрепить их веру. После Пятидесятницы Петр выступает самым активным проповедником среди апостолов. В первый же день после Соществия Святого Духа, Петр, своей пламенной проповедью обратил в христианство около трех тысяч людей. Через некоторое время он исцелил хромого от рождения возле дверей храма. Люди, увидев это чудо, начали собираться вокруг апостола, и тот снова сказал настолько глубокую проповедь, что она проникла в сердца многих людей, и после этого в христианство обратилось около пяти тысяч человек. Духовная сила его была необычайно велика, так что его тень исцеляла лежащих больных людей. Каждому стоит задуматься о силе веры апостола Христова, так что его тенью творятся чудеса. Тут исполняются слова Христа «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20). Также в Деяниях апостольских мы читаем, что Ирод Агриппа воздвиг гонения на христиан, и Петр был заключен в темницу, ведь  такой человек не мог остаться без внимания, тем более во время нападок на христиан. Ночью случилось чудо. Ангел Господень явился Петру в темнице и освободил его. Такие  необыкновенные события, которые происходили вокруг него и им творились, не могли не привлекать к себе внимания, ведь если мы представим себе такого человека в наше время, то конечно же получится так, что он все время будет окружен толпой, и народ будет дивиться его действиям. Всю свою дальнейшую жизнь Петр ходил по разным городам, проповедуя Евангелие всем народам, являлся примером для подражания многим христианам. По преданию, Петр обратил в христианство обеих жен императора Нерона, за что был арестован, и через некоторое время распят на кресте вниз головой по его личной просьбе. Он это обосновывал тем, что Господь распят стоя, взирая на грешных людей, которых спасает, а ему следует взирать на небо, куда он стремится.

Таблица рассматриваемых событий, связанных с Петром

  Евангелие от Матфея Евангелие от Марка Евангелие от Луки Евангелие от Иоанна
Призвание Петра + + + +

Хождение по водам + + +
Исповедание Христа Сыном Божиим  

+

 

+

 

+

 

Преображение Господне  

+

 

+

 

+

 

Отречение Петра  

+

 

+

 

+

 

+

Восстановление в числе учеников +

Призвание Апостола Петра

Призванием первых учеников Петра, Андрея, Иакова и Иоанна Господь положил начало апостольскому служению. Призыв Христа идти за Ним, обращенный к первым ученикам, который описывается у синоптиков – это была их не первая встреча. Евангелист Иоанн описывает событие, когда спустя некоторое время после Крещения, Иоанн Креститель, при присутствии двух своих учеников, указал на Христа словами «Се Агнец Божий» (Ин.1:29), и после этого эти два ученика, одним из которых был будущий апостол Андрей, последовали за Ним. Потом Андрей приводит Своего брата Симона к Господу , который встретил его следующими словами : «ты- Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин.1:42), т.е. Петр будет твердым, непоколебимым основанием Церкви. Перемена имени, как это можно увидеть в других моментах Священного Писания, означает изменение самого человека, его образа жизни.  В словах Христах чувствуется необыкновенная сила, которая особенно проявляется на влиянии к людям. Эти слова, сказанные Петру, не могли не оставить отпечатка в душе его. В жизни часто бывает так, когда человек рассказывает, что видел что-то необыкновенное, то многие люди, пока не увидят, не поверят словам его. Ярким  примером для нас является апостол Фома, который не поверил словам других апостолов о Воскресении Христа, но сказал: « Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю»(Ин.20:25). И когда Андрей рассказал брату своему о Христе, будучи уже уверенным в том, что Он  именно тот Мессия, которого все ожидали, чтобы  избавить его от сомнений , приводит брата ко Христу, чтобы тот увидел, и сразу утвердился и убедился в истинности пришествия Мессии . Святитель Василий Кинешемский так описывает влияние Господа на людей : «Обаяние личности Господа Иисуса Христа, та духовная сила, которая неотразимо привлекает к Нему сердца чистых и честных людей, громадна». [4] Конечно же, увидев Иисуса, он понял, что перед ним стоит не обыкновенный человек. Так первые ученики следовали за Христом, но не постоянно пребывали с Ним, но и занимались своими прежними занятиями. Во время такого повседневного труда, будущие апостолы  ловили рыбу, а  Господь проходил близ Галилейского моря и увидел Симона и Андрея, закидывающих сети, и через чудесную ловлю огромного количества рыбы, Он сильно, коренным образом повлиял на этих простых рыбаков, так что один из них, Петр, очень испугался, и попросил Господа отойти от него, потому что он понял, что  невероятная близость такой Божественной силы может его погубить. Во время этого чудесного события недалеко пребывали и Иаков с Иоанном. Господь сказал им :« идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков», а по Евангелисту Луке эти слова были обращены одному Петру.

     Начиная свою проповедь, Господь начинает искать себе «друзей»- тех людей, которые будут все время внимать Его учению, которое они смогут принять в себя и потом проповедовать его всем народам. Господь специально выбирает себе учеников из простых, бедных людей, которые смогут принять в себя Его учение и потом проповедать всем народам. Но зачем Он призывает именно этих «простецов»? Апостол Павел отвечает точно на этот вопрос : «Бог избрал немудрое мира сего , чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и нечто не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом(1 Кор. 1. 27-29). Св. прав. Иоанн Кронштадтский указывает следующие причины, почему Господь избрал этих людей: 1) потому что простые, бедные люди ни к чему не привязаны, особенно богатству, которое привязывает человека к земному; 2)потому, что чистые, простые сердца этих людей лучше могут  принять богатство благодати Божией; 3) они всю жизнь ограничивались только самым необходимым, и  никогда не мечтали о себе высоко. Из этих четырех учеников, Петр явно выделяется, потому что ему изменили имя, и он говорит за всех, что они трудились всю ночь. Учитывая качества его характера, что он был горячим, ревностным человеком, имел твердую веру, как камень, то Господь понимает по своему предвидению, что хоть этот человек и отречется от Него в будущем, но все же будем одним из самых ревнивых проповедников Его учения. Тут Петр в первый раз показывает пылкость своего характера, уверенности в своих словах, но все же смиряется перед Господом при повелении закинуть сети, и его послушание вознаграждается. Видя огромное количество улова, он все больше убеждается в Божественности Христа, и поэтому, будучи уверенным в этом, он не боится ничего и  даже смело исповедует Христа Сыном Божиим. Мы приходим к такому выводу, что Петр является нам в этом отрывке смиренным, глубоко верующим и исполнительным, верным в послушании человеком. Как мы видим, Петр является одним из первых последователей Христа. Когда человек больше остальных специализируется в конкретной области, то несомненно, что он знает больше других, и уверен в истинности и верности изучаемой им области. Так и Петр, если учитывать и его характер, был уверен в истинности учения, и корень учения Христа проник очень глубоко в его сердце.

 Хождение по водам

    Евангельское событие, которое мы рассмотрим, происходило после чудесного насыщения Христом 5000 человек в пустыне. Сразу же после этого чуда, Господь «понуждает» своих учеников войти в лодку и переправиться на другую сторону Галилейского озера, Сам же отправляется на гору помолиться.  Апостолы, будучи одни в открытом море, попали в беду-море начало волноваться, и бить волнами их лодку. Конечно же из объял страх смерти. Вдруг они увидели Христа, идущего по воде. Если мы представим себе человека, который попадает в такую ситуацию, которая угрожает его жизни, то у него уровень самосохранения поднимается до максимума. И когда он видит единственный выход из такой проблемы, то он цепляется за него, и использует, чтобы спасти жизнь. Радость человека неописуема, когда у него появляется шанс. Как же обрадовались апостолы увидев своего Учителя, который точно поможет им. Далее очень важный момент опускается Евангелистом Марком-как апостол Петр пожелал идти по воде ко Христу, пошел, но усомнившись начал тонуть и был спасен самим же Господом. Это одно из тех мест, когда Марк воздерживается от описания события, связанного с Петром, где он проявляет свою активность, и выделяется от остальных. Он, один из самых твердых в вере апостолов, будучи свидетелем недавнего чуда насыщения 5000 хлебами, пройдя немного по воде, все же усомнился. Он побоялся за свою жизнь, не смог устоять в своей вере, его поборол страх человеческий, не смотря даже на то, что он все же немного «пошел по воде»! Евангелист, продолжая  свое повествование, говорит, что Господь вошел к ним в лодку, а апостолы были в изумлении, если говорить конкретнее, они были в шоке от произошедшего. Но представим себе состояние Петра, с одной стороны он по повелению Божию смог сделать то, чего человек сам никогда не сможет сделать. Но он усомнился, и за это Господь назвал его маловерным. Да, все апостолы изумлялись и дивились, а вот Петру, конечно же, было не радостно. Может любой представить себя на его месте – это стыдно в первую очередь перед самим Господом,  и конечно перед другими апостолами. Этот жизненный момент можно отнести к подготовительному и более серьезному, что ему еще придется пережить! Но этот момент является вразумительным не только для Петра, но и для остальных учеников, и с каждым днем Господь использует все более действующие методы укрепления веры своих близких последователей. Надо отметить, то, что происходило на море, никто кроме Христа и учеников не видел, т.е. чудо творится только для них, потому что из Евангелия от Марка мы читаем, что «сердце их было окаменено» (Мк.6:52). Итак, в этом евангельском отрывке Петр выступает перед нами в образе смелого ученика Христа, но все же еще не готова его душа утвердиться во всемогуществе своего Учителя. Святитель  Василий Кинешемский сравнивает волны, которые напугали Петра с житейскими волнами, которые очень часто начинаю нас одолевать. И в этот трудный период жизни нельзя забывать о Боге, и помнить что Он всегда рядом, и готов помочь, как и помог Петру и остальным, когда человек призовет помощь его словами «Господи, спаси меня» (Мф.14:30).

Исповедание Христа Сыном Божиим.

Прежде чем начать говорить о данном месте Священного Писания, надо немного вернуться назад, когда Господь исцеляет слепого, который вначале видит людей как деревья, а потом видеть ясно. Современный толкователь Священного Писания Н.Т.Райт видит связь, общую тему этого исцеления и эпизода, о котором мы будем говорить дальше- это две стадии прозрения: «сначала слепой видит людей, похожих на деревья, так и толпа видит Иисуса, но принимает Его за обычного пророка. Но вот второе прикосновение к глазам слепца – Иисус задает вопрос своим ученикам. И, наконец, они обретают зоркость»[5]. Идя по дороге в селения  Кесарии Филипповой, Господь спрашивает у своих учеников за кого Его почитают люди. Святитель Иоанн Златоуст так толкует это место, что апостолы, сказав народное мнение, потом, когда этот же вопрос спросится у них, были возведены к высшему разумению, и не стали о нем так низко думать, как думает народ. В связи с этим, Господь, уже достаточно показав Свою Божественную Силу, спрашивает этот вопрос у учеников не в начале своей проповеди, а когда они узрели Его силу в действии. Тут мы замечаем интересное наблюдение: «Этот эпизод приходится в Евангелии от Марка как раз на середину книги, и это не случайно, а сделано намеренно, потому что и есть высшая точка в Евангелии, в жизнеописании Иисуса. Это был, в определенном смысле, критический момент в жизни Его»,[6] и примечательно, что в этой высшей точке Евангелия опять ярко выделяется Апостол Петр. Нам известно, что народ ждал Мессию-Царя, который решит их материальные проблемы, и в народе ходила молва, что настало это время, потому что пришел Тот, кого ожидали. Также было мнение, что явление Мессии будет предваряться явлением одного из пророков, и считали Христа за одного из пророков, поэтому ученики добавили в конце «или за одного из пророков». Вопросом же к ученикам Господь показывает неправедность народа, и спрашивая их мнения, хочет привести их к истинному понятию о Нем, намекая им думать о Нем выше, глубже, и дает понять, что первое мнение глубоко ошибочно и не показывает Его истинного достоинства, что и было сделано. Спросив апостолов: «А вы за кого почитаете Меня?», несдержанный Петр, всегда пламенный, глава апостольского лика, предваряет остальных, и « сделавшись устами всех(апостолов), исповедует Его Тем Христом Божиим, о Котором Издавна проповедуется»[7]. За такой ответ Господь ублажает Петра, как получившего откровение от Отца, и запрещает говорить людям это, потому что, по мнению Ефрема Сирина Господь хотел чтобы ученики не словами только, но делами и заслугами показали истину о Нем. И как мы опять замечаем, Евангелист Марк опять опускает важные слова, сказанные Петру Христом. Такое мы часто можем встретить и в жизни, когда хороший например друг, специально не договаривает какие-то важные качества своего друга, чтобы тот не возгордился. В таком случае Марк выбирает самый удобный метод: ничего плохого — не сказано, что важно-сказано, а про что можно промолчать- не сказано. Если учесть тот факт, что Петр был знаком с Евангелием Марка, и ничего против не имел, то он этим показывает опять таки свое смирение, ведь он же прекрасно понимал, что Марк специально не описывает важные для него события, связанные с ним. Далее  Господь начинает рассказывать ученикам о предстоящих страданиях, которые Ему скоро придется перенести, и дает ученикам надежду, сказав также о Воскресении. Феофилакт Болгарский толкует это место так, что Господь заранее говорит ученикам о страдании для того, «чтобы, когда оно наступит неожиданно, они не соблазнились, думая, что Он не предвидел и пострадал против своей воли». Горячий характером Петр не выдерживает, и отведя Его в сторону, начал прекословить Ему. Мы можем понять тут переживание Петра, он не хочет потерять своего близкого друга, и старается уговорить Его. Только недавно, ублажая Петра, Господь его уже называет сатаной, и просит отойти от Него. «Называет же Петра так потому, что и сатана не желал, чтобы Христос пострадал»[8]. А. П. Лопухин пишет, что не Петр был порицаем, а злой дух, который внушил апостолу такие речи. Священномученик Василий так толкует это место: «И вот теперь из уст собственного любимого ученика Он слышит тот же давно знакомый искушающий голос и хотя идущие от простодушного, любящего сердца, но такие же коварные по смыслу речи, рассчитанные на человеческую слабость»[9]. Многие толкователи, толкуя это место, замечают, что возражение Петра говорит о том, что ни он, ни остальные апостолы не понимали ещё речи Господа, сказанной о страданиях, не понимали цели Его пришествия. Уильям Баркли, толкователь Священного Писания, живший в ХХ веке, пишет, что часто бывает так, что дьявол искушает нас через хорошо расположенного друга. Заметим, что этот метод очень действенный, и имеет почти сто процентную гарантию, потому что ради друзей люди готовы на многое. Но тут на кону стоит нечто больше, чем дружеский долг. В подобную же ситуацию попал праведный Иов, когда потеряв все, что только можно потерять в жизни, терпел разные искушения от дьявола. Сатана старался искушать его и через жену,  которая просила, чтобы Иов сказал хулу на Бога, и через близких друзей, которым было жалко страдальца. Но праведник прекрасно понимает речи свих приближенных, кем они были внушены им, и для чего он терпит это все. В итоге Иов был вознагражден за великую веру, за терпеливость, и Господь прежние его богатства преумножил в изобилии. Так Петр, как и друзья Иова и его жена не понимали смысла страданий, не осознавал, зачем Христу необходимо «быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф.16:21). Петр мыслит о человеческом, ему не хочется видеть Учителя, претерпевающего страдания. На это Феофилакт Болгарский такое дает толкование: «Петр, по словам Господа, думал о «человеческом», ибо мыслил плотское, хотел, чтоб Господь оставался в покое, не предав Себя на Распятие и не подвергался напасти за спасение мира».[10] Ответ Господа на такое возражение Петра так толкует преподобный Ефрем Сирин: «Разве ты (доселе еще) не познал, зачем Я пришел на землю? Ибо как (соделавшись) Младенцем, положенным в ясли, Я возвеселил рожденных в этот мир, так надлежит Мне сойти и во ад и утешить находящихся там умерших праведников, которые от века ожидали Меня и надеялись видеть Меня»[11].

В итоге мы делаем такой вывод, что в этом эпизоде Петр показывает свои человеческие качества, даже после тех чудес и много увиденных проявлений Божественных качеств Мессии. Так как он является «устами апостолов», то и другие апостолы равны ему в этом. Он проявляет человеческую жалость, он настолько возлюбил Христа, что не может слышать того, что его Учителю предстоит умереть. Часто бывает такая ситуация, когда мать, воспитав сына, не хочет отпускать его на войну. Такая жалость естественна людям, никто не хочет терять своих близких, и даже слышать об их страдания неприятно. В душе тяготит камень, зная, что ты в порядке, а у кого-то из твоих близких серьезные проблемы.  Петр выступает нам в образе сострадательного человека, до конца не понимая глобальности пришествия Христа, и тут Господь  предуготавливает учеников к более серьезному искушению, чтобы они, как мы уже сказали, не соблазнились о нем тогда, когда Христос будет на Кресте.

Преображение Господне

Господь Преобразился перед своими ученики по прошествии шести дней по Марку, а по Луке через восемь дней. В этом нельзя видеть противоречивость, потому, как это место объясняет блаженный Иероним, что Матфей и Марк говорят о промежуточных днях, а Лука добавляет первый и последний. Господь берет с Собой Петра, Иакова и Иоанна, «возвел на гору высокую особо их одних» (Мк.9:2). Почему же именно этих троих Господь берет с Собой, если и от них уединится для молитвы? Блаженный Феофилакт отвечает на этот вопрос так: «Петра, как исповедавшего и возлюбившего, Иоанна, как любимого, и Иакова, как великого проповедника и богослова, который был столь тяжек для иудеев, что Ирод, желая угодить иудеям, убил его»[12]. Так мы видим Петра, который не сам выделяется, а его выделяет Господь, потому что чувствует от него огромную любовь к Себе. Видно, что среди двенадцати был внутренний круг из трех учеников, особенно близких к Иисусу. В него входили Петр и два сына Зеведеевы — Иаков и Иоанн. В нескольких местах Евангелия мы  видим, что эти трое пользуются особыми привилегиями. Что происходило дальше, понять нам очень трудно. Евангелист Марк пишет, что «одежды его сделались блистающими, весьма белыми, как на земле белильщик  не может выбелить», а возвел на гору высокую особо их одних а Матфей пишет, что «просияло лице Его как солнце». Т.е. Одежда Христа стала настолько белой, что мы никогда не видели белого цвета в таком виде, и лицо Его настолько стало ясным, что мы на земле ни у кого не видели такого лица. А так как мы этого не видели, то и говорить об этом очень трудно, и можем только верить словам Евангелистов. Феофилакт Болгарский говорит, что Преображением только вид одежды блистал молнией, а существо одежды не переменилось, а только наружность. Для чего же все это делается? На этот вопрос толкователи дают двухстороннее объяснение. Первое: «Иисус принял решение идти в Иерусалим, а это было равнозначно решению принять крест и нести его» [13], и второе: «Этим явлением Иисус Христос хотел научить учеников тому, что Он имеет власть над жизнью и смертью, и владычествуют над небом и землей. Для того-то и являются здесь и умерший, и еще не испытавший смерти… показать славу креста, утешить Петра и других учеников, боявшихся страдания, и ободрить их сердца»[14], и в другом месте «Как сказано, Он приоткрыл им немного от Своего Божества, показал им живущего в Нем Бога»[15]. Господь показывает малую часть Себя, и этим дает стимул  апостолам, и те в свою очередь и всему миру, к чему мы должны стремиться. На самом деле стимулировать человека — это очень серьезное влияние на него, и от  этого очень трудно отказаться. Этим Господь не ограничился, и дал узреть ученикам Моисея и Илию. Очень ясно и понятно о пророках дает толкование Беда Достопочтенный: «Моисей и Илия, которые беседовали с Господом на горе, говоря о Господних страстях и о воскресении, воплощают закон и пророчества, которые  исполнились в Господе и очевидны теперь, и еще более очевидными будут  впоследствии… В Моисее и Илии, несомненно, можно видеть всех тех, кто будет царствовать с Господом. В Моисее, который умер и был погребен, следует видеть тех, кто после суда воскреснет из мертвых; в Илии, который  никогда не платил долги смерти, следует видеть тех, кто будет жив и во плоти во время прихода Судии»[16]. Далее пламенный Петр видя, что происходит нечто необыкновенное, не хочет, чтобы эти минуты заканчивались. Он привык выступать в качестве предводителя апостолов, но теперь ему не нашлось что сказать, потому что происходящее повергло его в страх — «они были в страхе» (Мк.9:6).  Петр, не зная, что сказать, предлагает Иисусу остаться на горе. Ревностный ученик видит своего Учителя под надежной защитой, и не желая предсказанной Им же Своей смерти, он уверен, что Моисей и Илия помогут Христу, если Его жизни будет что-то угрожать. Ратуя за то, чтобы остаться на горе, Петр забыл о том, какая нужда была в присутствии Христа среди людей. Когда у человека все хорошо, то он склонен проявлять равнодушие к другим, наслаждаясь обилием благ, и забывает о нуждах своих братьев. И Петр проявил слабость, когда предпочел личное общение с Христом вместо общественной пользы. Но читая Евангелие, мы понимаем, почему он так сказал, ведь они же были в страхе. И все же Петр не желал смерти Христа, и своими словами выступает в образе заботливого ученика, ищущего варианты помощи своему Наставнику. Так толкует слова Петра Феофилак Болгарский: «Петр, по многой любви ко Христу, желая, чтобы Он не пострадал, говорит: «хорошо нам здесь быть», — не ходить и не предаваться на смерть. Если б кто и пришел сюда, у нас есть помощники — Моисей и Илия. Моисей одолел египтян, а Илия огонь свел с неба; такими покажут себя они, когда придут сюда и наши враги»[17]. Но и этим Господь не ограничился, и для более уверенного подтверждения Своего Мессианства перед учениками, явилось облако, из которого послышался голос, говоривший: «Сей есть Сын мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк.9:35). Это были слова Бога Отца, обращенные апостолам. Они схожи с теми, которые были сказаны при Крещении, с добавлением слов «Его слушайте». К этим же словам Бога Отца, Амвросий Медиоланский приравнивает слова сотника: «Голосом сотника Он назвал Его во время страстей – когда солнце исчезло, когда все моря и вся суша содрогнулись: Истинно Человек Сей был Сын Божий»[18]. В это время Моисей и Илия исчезают, чтобы ученики поняли, что эти слова обращены не кому из них, но именно Иисусу. И Его ученики должны слушать. Этим призывом Бог Отец показывает, что ученики могут полностью доверять Ему, и не бояться никаких препятствий, они должны верить, что Он Воскреснет, потому что Бог Отец помогает Ему, любимому Сыну. «Он есть Сын Мой, не Моисей, не Илия. Они — рабы, Он — Сын. Это — Мой Сын: Моей природы, Моего существа, во Мне  пребывающий, весь Он — Я…Они любимые, но Сей — самый любимый; потому Его слушайте. Они о Нем пророчествуют, а вы Его слушайте. Он Господь, они же соучастники. Моисей и Илия  говорят о Христе; они ваши соучастники. Он же Господь, его слушайте»[19].

     Господь Своим Преображением укрепляет веру любимых учеников самыми действующими методами. Особенно это укрепление нужно было Петру, потому что Господь по своему предвидению знал, какое искушение ему придется претерпеть. Христос показывает Свое всемогущество, чтобы ученики наконец-то поняли, что для него нет ничего невозможного, и если Он говорит, что через три дня после смерти Воскреснет, значит так все и будет. И Петру не стоит так бояться. Такое толкование дает Иоанн Златоуст, слова успокоения Петру: « «Сей есть Сын Мой возлюбленный»! Если же Иисус есть Сын возлюбленный, то не бойся Петр! Тебе уж нужно было знать и могущество Его и увериться в его воскресении… Если Бог всемогущ, — как Он и действительно таков, — то и Сын всемогущ. Потому не бойся угрожающих опасностей… Если же Он любимый, то не бойся… Хотя бы любовь твоя к Нему была безмерна, но ты не любишь Его так, как любит Родивший Его, который о Нем благоволит. Он не потому только любит Его, что родил Его, но и потому, Что Он равен Ему во всем, и одну имеет с ним волю»[20].  Мы видим, что Преобразился Иисус, если возьмем конкретно Петра, чтобы убедить его в Своей Божественности, Всемогуществе, и чтобы успокоить его. А представим себе состояние человека, которому требуется успокоение – он же готов на что угодно, только лишь бы убедиться в своем. Подводя итоги к данному Евангельскому отрывку, мы видим, что Петр в самом начале является перед нами в образе человека, который страшится, видя славу Божию. Этот страх можно назвать благоговейным трепетом. Далее Он, желая защитить Христа, предлагает Ему остаться на горе, но этим он проявляет равнодушие к другим людям, забывает о нуждах народа, который нуждаются в Его присутствии. Но с другой стороны первоверховный апостол укрепился в вере. Укрепился на столько, на сколько это было возможно для человека.

Отречение Петра

Говоря об одном из важнейших событий в жизни апостола Пера, чтобы его хорошо понять, необходимо немного вернуться назад, к событиям тайной вечери и пребывании Христа с учениками в Гефсиманском саду. Говоря о Тайной Вечере, мы возьмем отрывок, где Господь предрек апостолу, что он сегодня отречется от Него, и не один раз, а трижды. Об этом говорят Евангелисты Лука и Иоанн. Петр с уверенностью говорит Христу, что он готов последовать за ним и в темницу, и даже на смерть, на что Господь ему ответил: «Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк.22:34). В данный момент ученик Иисуса говорит правду, ведь и пострадал, окончив свою жизнь мученической кончиной, за Христа. Но Господь говорит ему, что сегодня все будет иначе. Следующим образом толкует слова Христа Феофилакт Болгарский: «Хотя ты и поколеблешься несколько, но в тебе сохранятся семена веры, и хотя дух искусителя потрясет листья, но корень жив, и вера твоя не оскудеет» [21]. Господь уже говорит прямо, как поступит Петр, но апостол настолько самоуверен, что надеется на то, что его пламенная любовь к своему Учителя не подведет его. Такое часто встречается, что человек на словах говорит одно, а на деле получается совсем иное. И Петр, говорил уверенно то, что чувствовало его сердце, но не подумав о своих словах, потому что не учитывал тех обстоятельств, которые могут возникнуть, и которые в дальнейшем возникли, и поколебали его веру. Итак, мы видим, что апостол уже слышал от Христа о том, что он отречется, но не поверил.

    Что же мы видим дальше? После Тайной Вечери Господь с учениками отправляется на гору Елеонскую. И по дороге туда он повторяет то же самое предсказание Петру, что тот сегодня же отречется от Него. Это повторное предсказание мы встречаем у Евангелистов Матфея(26:31-35) и Марка (14:27-31). Как мы замечаем, Петр опять не верит словам Христа, и «еще с большим усилием» говорил, что не отречется. Господь как бы приготовляет Петра на пути к такому серьезному искушению, старается помочь ему, ведь Господь везде и всегда брал этого ученика с собой, открыл на Преображении ему частицу Своего Божества. Это все для того, чтобы Петр был тверд в вере, и чтобы после отречения не впал в уныние, но покаялся, потому что Господь сильно рассчитывал на него, как на проповедника Его учения после Вознесения.  Так пишет о словах Петра Феофилакт: «По причине большой самоуверенности, Петр один обещает не соблазниться. Поэтому Христос попустил ему пасть, чтоб научить его надеяться не на себя, а на Бога, и слова Христовы почитать достовернейшими собственного сознания. Притом слова — «если и все соблазнятся, я никогда»- отзываются высокомерием и обнаруживают в Петре гордость и незнание собственной немощи»[22]. Мы видим, что Петр не хочет верить словам Христа, надеется на свой разум, не понимая того, что если он будет оставлен Господом, то против искушений он не устоит. Вот как о Петре говорит Блаженный Иероним: «Петр, движимый пылкостью веры, давал только обещание, а Спаситель как Бог знал»[23]. Слова Иеронима можно пояснить цитатой Августина Иппонского, который писал, что «Бог знает о нас и то, чего мы о себе сами не знаем. Так Петр не знал о своей слабости, когда Господь сказал ему, что тот трижды отречется от Него»[24].

    Далее Господь берет с собой Петра и обоих сыновей Зеведеевых и восходит с ними на гору помолиться. Но и там он оставляет их одних, и, отойдя, горячо молится Богу Отцу о предстоящих страданиях. Через некоторое время возвращается к ученикам и находит их спящими. И тут же обращается Петру со словами: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со мною?» (Мф.26:40) Почему же Господь обращается именно к Петру? Ответ на этот вопрос мы находим у Блж. Августина, который говорит, что Его ученик  прежде утверждал, что никоим образом не соблазнится, даже если и все соблазнятся, а теперь не может побороть сон сильной скорбью. А  Господь так надеялся, что в этот трудный момент любимые ученики Его будут с Ним. Человек, который совсем недавно утверждал свою верность, ослаб, не устоял, уже не подтвердил истинность своих слов.Иисус просто  попросил, чтобы Петр, Иаков и Иоанн бодрствовали и подождали, пока он помолится, но три раза (согласно Евангелию от Марка) он возвращается и застает их спящими (см.: Мк. 14:32-42).  После третьего раза Господь говорит страшные слова: «Кончено; пришел час; вот предается Сын человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня» (Мк. 14:41-42 ). И вот, через предательство Иуды, Господь оказывается под стражей. Конечно, Господь позволил взять Себя под стражу, потому что по предвидению Он знал, для чего это все происходит, и как все закончится. Даже в этот момент Господь старается вразумить Иуду, но слова Христа не доходят до его сердца. Так эти события толкует Иоанн Златоуст: «Таким образом, Он позволил взять Себя тогда уже, когда показал Свое могущество. А евангелист Иоанн повествует, что и в этот самый час Христос старался вразумить Иуду, говоря: Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого! (Лк 22:48). Не стыдно ли тебе предавать таким образом? Впрочем, так как Он ему не воспрещал и этого, то и допустил поцелуй, и Сам Себя добровольно предал. И враги возложили на Него руки и взяли в ту самую ночь, в  которую совершали пасху. Впрочем, они ничего бы не могли сделать, если бы Он Сам не попустил этого».[25] И в этот самый момент ученики, испугавшись, оставляют своего Учителя, и сбываются Его слова, которые были сказаны на Тайной вечере, что все ученики соблазнятся он нем, и Иисус процитировал слова пророка Захарии — «поражу пастыря, и рассеются овцы» (Мф.26:31), и так и получается, что Господь остается один. Из Евангелия апостола Иоанна мы узнаем, что за Христом, когда Его повели во двор первосвященника, следовали «Симон Петр и другой ученик» (Ин.18:15). По преданию, этим другим учеником был сам Иоанн Богослов, который и помог Петру попасть во двор. Тогда  придверница, которая впустила его во двор, узнала его, и поэтому спросила: «И ты не из учеников ли Этого  Человека?» (Ин.18:17), на что самый ревнивый апостол, который несколько часов назад был абсолютно уверен в себе, в своих словах, что не оставит своего Учителя, теперь отрекается он Него, не выстояв против простого вопроса этой женщины. Иоанн Златоуст первое отречение толкует так : «Когда он видел, как Учителя только брали под стражу, он так кипел, что даже вытащил меч и отсек ухо, но когда было бы естественнее вознегодовать, и вспылить, и возгореться, слушая такую брань, тогда Петр отрекается. Ибо кого бы не распалило до бешенства происходившее тогда?.. А он не вынес угрозы бедной и ничтожной девицы и отрекся не один лишь раз, но и  дважды, и трижды».[26] Далее читая Евангелие Марка, мы видим, что опять, та же служанка, говорит, что и Петр один из последователей Христа, но апостол опять отрекается. Страх уже овладел им, и в данной ситуации он заботится о себе, не выдает себя как последователя Этого Осужденного Человека. Эта женщина точно узнала его, ибо она не стала бы подходить во второй раз и указывать на него. Христос часто говорил ученикам о Своих страдания, но когда пришел их час, они оказались для Петра такими неожиданными и страшными, что он как будто никогда о них не слышал, и этот вопрос простой служанки — это еще не самое страшное, что может предстать за исповедание Христа. Мученики первых веков шли на такие испытания за Христа, что они такой вопрос женщины даже не посчитали бы за угрозу, потому что они смело выступали за Христа даже перед самими императорами. А Петр предстает перед нами испуганным человеком, который ради своей самозащиты лжет и клянется, делает все, чтобы его не трогали. Далее Марк пишет, что после второго отречения, «спустя немного», апостолу, уже стоявшие с ним люди говорят: «Точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно» (Мк.14:70).   И третье испытание не выдерживается Петром, и он «начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите»(Мк.14:71). Ориген, в своих комментариях на Евангелие пишет: «В третий раз он отрекается, не только поклявшись, но и побожившись. В этом назидание нам: чтобы никогда ничего не обещать  необдуманно, в соответствии с нашей  человеческой привычкой».[27] И только после третьего отречения Петр, после пения петуха, вспомнил слова Христа, и по Евангелию от Луки, «Господь, обратившись, взглянул на Петра…» (Лк.22:61). Этот взгляд запомнился ему на всю жизнь. Блж. Иероним пишет: «Спаситель посмотрел на Петра и взглядом Своим вызвал у него горькие слезы. Да и не могло быть того, чтобы человек, созерцавший Свет мира, оставался во тьме отречения».[28] Как мы видели, Петр отрекся трижды, и третье было наихудшим, потому что он в то время клялся и божился, что не знает Этого Человека. Когда же запел петух, он вспомнил предупреждение Господа, и этот взор Христа, обращенный на него, послужил основным поводом к покаянию. Петр осознал свой поступок, и это осознание дает ему понять, что он совершил тяжкий грех, и он тотчас горько заплакал, выйдя вон со двора первосвященника. «Как святой Давид раскаялся в своих смертоносных преступления и устоял в чести, так и блаженный Петр, излив Горькие слезы после того, как отрекся от Господа, раскаялся и остался апостолом»[29].  Иоанн Златоуст дополняет: «И когда Христос привел ему на память грех, он не  осмелился плакать явно, чтобы по слезам не быть обвиненным, но, выйдя вон, плакал горько»[30]. И предание сохранило, что Петр в течении всей своей жизни помнил о своем поступке, и каялся слезно до конца в содеянном, даже не смотря на то, что Господь простил его. Это отречение никак не повлияло на внутреннее состояние Христа, потому что Он знал, куда и зачем он идет. А вот Петру его отречение причинили сильную боль, образовалась тяжелая рана в его душе, которая заживала до конца его земной жизни.

    Итак, подводя итоги одного из самых важных событий жизни апостола Петра, попробуем выяснить, каким он предстает перед нами. В Гефсимании мы видим смелость, самоуверенность, но как видно дальше, то все это было на словах. Такое мы часто можем встретить и в повседневной жизни, когда люди дают обещания, но своим словам не придают никакого значения, вскоре забывая о них. Так и Петр забыл, что несколько часов назад он неуклонно обещал Господу, что последует за Ним даже на смерть. В этом плане апостол предстает перед нами в образе самоуверенного, даже пылкого человека, готового драться за Христа, во время взятия его под стражу, когда он отрубил ухо воину первосвященника. Но, после отречения апостола мы видим совсем другим. Он предстает перед нами в образе глубоко верующего человека, могущего сразу увидеть свой содеянный грех, и тут же, проливая слезы, просить прощения. Такой образ покаяния является нам примером на всю жизнь, к чему надо стремиться, и если все делать правильно, то мы конечно же, как и Апостол Петр получим прощение в своих грехах. Кто из нас не предавал? И кто не был преданным? И оказавшись в такой ситуации, апостол Христов является нам примером того, что если мы кого-то предали, как необходимо просить прощения, и сожалеть о содеянном. А Господь является для нас примером того, как необходимо прощать предавших нас, что нужно быть более милостивыми. Конечно, смириться с чувствами предательства и преданности нелегко, но возможно, ведь мы знаем, что Господь нам дает все по силам.

Восстановление в числе учеников

То событие, о которое будет в дальнейшем рассматриваться, не приводится в Евангелии от Марка, но при рассмотрении образа апостола Петра, этот важный отрывок нельзя оставлять в стороне. Говоря точнее, о восстановлении Петра в лике апостольском не повествует ни один синоптик, а только Евангелист Иоанн. Это событие происходит во время явления Воскресшего Иисуса Христа своим ученикам, Симону, Фоме, Нафанаилу, Иакову, Иоанну, при море Тивериадском во время ловли рыбы. Эти ученики за всю ночь не смогли поймать ничего. Утром, Иисус Христос, который стоял на берегу моря, просит не узнавших Его учеников закинуть сеть по правую сторону лодки, и тогда поймают рыбу. Ученики так и сделали, и поймали довольно много. Тогда Петр, Иаков и Иоанн вспомнили, как три года назад с ними произошел примерно такой же чудесный случай при участии Христа. Любимый ученик Христа Иоанн говорит Петру: «это Господь»(Ин.21:7). «Вне себя от радости, он схватывает первую попавшуюся одежду, опоясывает свое нагое тело и бросается в воду, чтобы поскорее доплыть до берега »[31]. Вот, ученики с трудом выносят улов на берег, и Господь приглашает их всех обедать. И именно на фоне этого обеда и происходит восстановление Петра в лике апостольском. Для полного понимания, следует принести сам текст. «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (Ин.25:15-17). Итак, мы видим, что Господь трижды спрашивает «Любишь ли ты Меня», потому что отречение его были троекратным. Конечно, Петр понимает, что с ним происходит, что Господь восстанавливает его. В службе первоверховным апостолам мы читаем: «Троекратным воплощением , еже, Петре, любиши ли Мя, трикратное  отвержение Христос исправил есть»(стихира на «Славу» на «Господи воззвах»).  Спрашивая в первый раз, Господь добавляет «любишь ли ты Меня больше, нежели они», намекая на то, что он больше других перед страданиями Христа клялся ему в верности и преданности. Также мы видим, что Господь в первый раз говорит  «паси агнцев Моих», а во второй и третий раз «паси овец Моих». Феофилакт Болгарский, размышляя над различием слов «овец» и «агнцев» пишет: «Под «агнцами», может быть, разумеются начинающие, а под «овцами»- более совершенные. Итак, кто любит Христа, тот должен иметь попечение об агнцах и об овцах, должен «питать» агнцев, то есть иметь над ними надзор более простой, и «пасти овец», что указывает на высшее руководство»[32]. В данном событии мы видим Петра уже совсем иным человеком. И трижды он отвечает «так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя», и мы видим, что он знание Христа осмысленно ставит выше своего мнения. Апостол, который ощутил на себе каково это быть оставленным Богом, конечно же он покаялся и пожелал опять быть со Христом. И Господь принял его!

Заключение

  Разобрав подробно образ апостола Петра, мы можем взять его в пример и в нашей жизни в Церкви. Каждый из нас верит во Христа, на словах может много всего хорошего и красивого рассказать про Него. С каждым из нас могут произойти самые необычные и тяжелые искушения. Если и поддались искушению, нужно каяться и сразу менять себя  и искать помощи Христовой. Даже если и произойдет самое тяжелое испытание в жизни, что придется отречься от Христа, имея искреннее покаяние в этом страшном грехе, Господь не оставит нас, и примет обратно. Если мы будем верными чадами Христа, то в итоге, подражая вере и твердости Петра, Господь удостоит нас Царства Небесного. Да, мы видели отречение Петра, но все же мы не можем не назвать его Камнем, на котором основалась Церковь Христова и на котором стоит до сих пор. Рассматривая его образ в Евангелии от Марка, мы замечаем, что у него было довольно много недостатков, Господь восстанавливает его после отречения, и тогда Петра, на ряду с другими апостолами мы можем назвать камнем, на котором основалась Церковь. Ведь после Вознесения Господа, он выступает самым активным проповедником и ревнителем за веру, благодаря его проповеди обращаются толпы людей в христианство, и именно он является основополагающим звеном в образовании Церкви. Мы видим в лице Петра путь духовного возрастания. Вначале мы видим его крепкую веру, которая местами колеблется, местами возвышается, когда Господь творит чудеса специально для возвышения и укрепления веры апостолов. Постепенно, пройдя много разных искушений, и пережив отречение от Бога, почувствовав себя оставленным Им, но покаявшись, апостол достигает такой духовной высоты, что на нем, а также на остальных апостолах исполнятся слова Христа:« Знамения же веровавшим сия последуют: именем Моим бесы ижденут: языки возглаголют новы: змия возмут: аще и что смертно испиют, не вредит их: на недужныя руки возложат, и здрави будут». Эти слова относятся всем верующим, и первым делом они исполнились на апостолах, которые проповедуя Евангелие, встречались с многими трудностями и препятствиями. Но то, что Благую Весть несли всему миру такие люди как апостол Петр, и другие апостолы, будучи людьми из низшего сословия, убеждало первых христиан в том, что сила, которая действовала в них не человеческая, а Божественная. Именно поэтому новая религия имела удивительный успех и так быстро распространялась, ведь Бог всегда использует слабых людей, чтобы показать Свою силу.

______________________

[1] Евсевий Кесарийский-Церковная История; TLG 2018 002, 6.14.5.1-7.2.

[2] Евсевий Кесарийский — Доказательство в пользу Евангелия; TLG 2018.005, 3.5.95.1-100.10.

[3] С греч.- Петр

[4] Святитель Василий Кинешемский: Беседы на Евангелие от Марка, стр.23

[5] Н.Т.Райт- Марк Евангелие, стр.95.

[6] Уильям Баркли – комментарии на Евангелие от Марка (azbyka.ru)

[7] Феофилакт Болгарский-Толкование на Евангелие от Луки.

[8] Феофилакт Болгарский – Толкование на Евангелие от Матфея. стр.138

[9] Свщмч. Василий Кинешемский – Толкование на Евангелие от Марка, стр.362

[10] Блж. Феофилакт Болгарский- Толкование на Евангелие от Марка, стр. 272

[11] Прп. Ефрем Сирин- Толкование на Диатессарон.

[12] Блж. Феофилакт Болгарский- Толкование на Евангелие от Марка(azbyka.ru)

[13] Уильям Баркли-– комментарии на Евангелие от Марка (azbyka.ru)

[14] Свт. Иоанн Златоуст- Беседы на Евангелие от Матфея(azbyka.ru)

[15] Иоанн Златоуст- Гомилия о плененном Евтропии (TLG 2062.142, 52.404.53-5)

[16] Беда Достопочтенный- Гомилии на Евангелия (С1. 1367, 1.24.144, 151 [CCSL 122:174])

[17] Блж. Феофилакт Болгарский- Толкование на Евангелие от Марка (стр.141-142)

[18] Амвросий Медиоланский — О Святом Духе (С1. 0151, 2.6.57.109.88.)

[19] Иероним Стридонский — Трактат на Евангелие от Марка(С1. 0594, 6.249 [CCSL 78:483-4])

[20] Иоанн Златоуст- Беседы на Евангелие от Матфея, беседа 56(azbyka.ru)

[21] Блж. Феофилакт Болгарский- Толкование на Евангелие от Луки (стр. 258-259)

[22] Блж. Феофилакт Болгарский- Толкование на Евангелие от Матфея (стр. 207-208)

[23] Блж. Иероним Стридонский- Толкование на Евангелия (стр. 298)

[24] Августин Иппонский-Трактат на Евангелие от Иоанна (С1. 0278, 32.5.19 [CCSL 36:302])

[25] Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея (TLG 2060.152.58.748.12-26.)

[26] Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея(TLG 2062.152, 58.758.32-7, 40-2; Гомилия 85.1.)

[27] Ориген, Из комментариев на Евангелие от Матфея (PG 13: 1738.)

[28] Блж. Иероним Стридонский — Толкование на Евангелия(стр.299)

[29] Августин Иппонский, Послания(С1. 0262, 185.57.10.39.13.)

[30] Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея(TLG 2060.152.58.758.32-759.12.)

[31] Гладков Б.И.- Толкование Евангелия

[32] Блж. Феофилакт Болгарский- Толкование на Евангелие от Иоанна (стр. 820)

Просмотры (1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *