Библейский взгляд на алкоголь

Иван Карасени

Из года в год новое поколение задается вопросами о жизни и бытии человека, чтобы определить для себя рамки целесообразного и допустимого. Однако, подростки и молодежь зачастую бывают жертвами пропаганды и негативных примеров авторитетных людей. Великий мудрец царь Иерусалима в IX веке до Р.Х. писал так: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Екклесиаст 1: 9). Согласно статистическим данные организации «World Health Organization», в рейтинге стран мира по уровню потребления алкоголя, Молдова находится на первом месте. На душу населения в Молдавии приходится 18,22 литра чистого этилового спирта в год[1].

Не многим известно то, что многие древние племена, последователи языческих религий, использовали алкоголь для того, чтобы общаться с богами и умершими[2], входя в состояние психической, эмоциональной, умственной и физической неуправляемости. Традиция выпивать приходит к нам из глубокой древности. И зачастую употребление алкоголя несет за собой ужасное последствие – зависимость. Это ведет за собой отупление общества, разводы, убийства и самоубийства и т.п.

Есть семьи, в которых алкогольные напитки находятся на столе всегда. В то же время многие люди (в Молдове) считают себя христианами, таким образом, необходимо каждому задаться вопросом: «Как совместить христианство и алкоголизм в одной стране?»; на что ответ должен быть основан на уважаемом источнике для многих людей этой страны – Библии. И несмотря на то, что есть оппоненты христианства, которые пытаются принизить авторитет Писания, ее принципы всегда остаются правыми.

Создавая весь земной шар, Бог в 3-й день создал траву и деревья, что дает нам основание предполагать происхождение винограда как растения. Функцией человека по повелению Бога изначально и навсегда остается обладание землею (Быт. 1: 28). Зачастую забродивший виноградный плод может обладать человеком. Это означает что Бог продолжает участвовать в том, что по Его воле произрастают все растения земли, которые предназначены для пользы человека (Пс.103:14-15). И если человек не выполняет своей функции «обладания землей», значит он не выполняет повеление Бога, а неповиновение Богу является грехом.

Священное Писание описывает нам человека, который первым посадил виноградник, сделал вино и сам опьянел от него. Это был благочестивый Ной (Быт. 9: 20–21), который спасся от потопа в ковчеге вместе со своей семьей. После этого случая его сын Хам насмехается над своим отцом и позже терпит проклятие на весь свой род. Мы не знаем, употреблял ли Ной вино после этого случая, тем более благочестивый человек выпил вина по своему незнанию, так как до него нигде вина не было. Одно нам известно, что, начиная с первой связи человека с вином, начинают происходить семейные разногласия, которые ведут к разрыву семейных отношений.

Причиной того, что многие люди употребляют алкоголь, является уныние, разочарование, печаль, гибель родственников. Поэтому хочется привнести в свою жизнь немного радости и веселия (Пс. 104: 15; Еккл. 10: 19; Пр. 31: 6–7). Человек начинает чувствовать радость и расслабленное состояние из-за того, что кислород прекращает поступать к клеткам головного мозга и начинается гипоксия, то есть кислородное голодание (кислородная недостаточность); это приводит к «онемению», а потом и отмиранию участков головного мозга[3]. Есть серьезная опасность в том, чтобы напиться и забыться. Алкоголь отупляет человека! Библейский текст, который больше всего касается чинов правительства в отношении алкоголя звучит так: «Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям — сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых» (Пр. 31: 4–5). Правительство должно показывать пример обществу не только в исполнении закона, прав и обязанностей, но еще и в своей личной жизни, показывая пример высоко нравственного, морального человека. Соломон, величайший царь своего времени, делает выводы из всех своих мудрых размышлений и речей: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12: 13). Это не боязнь за будущие наказания, а большое желание исполнить то, что хочет Бог от человека. Боязнь согрешить из-за глубокого уважения к Богу.

Апостол Петр пишет для широкого круга христиан и говорит о том, что «вы, царственное священство» (1 Петр. 2: 9–10) т.е. священники царства Божьего. Для еврейского священника было много предписаний в выполнении своих служебных обязанностей до прихода Христа. Священник, служитель Божий, должен был хранить это повеление, находясь в служении – «вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою» (Лев. 10: 9). Современные христиане все находятся под руководством Духа Святого, тем самым неся постоянное служение людям от Бога исходящее. Поэтому человек должен быть всегда готов исполнить поручение Всевышнего. Так же были «назареи», особые Божьи служители (такие как Самсон, Самуил, Иоанн Креститель), которые принимая «назарейство» и не имели право употреблять вино вообще ни при каких условиях (Суд.13: 5–14).

Есть ли Библейские тексты, прямо указывающие на то, что пить вино не стоит? Ответ остается положительным! Так как весь посыл Писания остается в том, чтобы направлять славу нашему Создателю. Соломон напоминает нам, что «вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Пр. 20: 1). Отражение глупости это конечный результат, а действием является чрезмерное употребление вина и сикеры (более крепкого напитка, нежели вино). Ссоры, стон, крики и ярости –  результат безумства бывает у тех, кто долго сидит за вином (Пр. 23: 29–35), и те, которые «… с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином» (Ис.5: 11), это люди, которые приносят как себе, так и окружающим только горе. Эти люди закрывают сами себя от всего доброго, и сами «на дела Господа не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» (Ис. 5: 12). Более того, есть люди, которым нравится находиться в компании пьющих, несмотря на то, что они сами могут мало употреблять алкоголь, они «обеднеют» (Пр. 23: 19–21). Это результат бездействия или же оправдание своей лености. И то, и другое осуждается Создателем.

Нельзя упустить из виду отношение Иисуса к вину. Он превращает воду в вино на брачном пире в Кане Галилейской. Что это было за вино? «Распорядитель пира» подойдя к жениху говорит: «… всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе» (Иоан. 2: 1–11). Также вино пили во время празднования праздника Пасхи в народе израильском. Иисус передавал на вечере своим ученикам содержимое в чаше от плода виноградного, говоря так: «…ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26: 28–29). Это то, что продолжают делать последователи Иисуса по сегодняшний день, вспоминая Его страдания, прося прощения у Него и радуясь о даре вечной жизни.  А тем, которые пытаются уловить праведных людей в их праведности, ища зацепок для того чтобы отвергать и не верить их словам, Иисус, вспоминая об Иоанне Крестителе, говорит: «Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.  Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11:18–19). Да, Иисус действительно сидел за одним столом с грешными людьми различных категорий, но мы нигде не видим Его пьющего или тем более упивающимся. Более того, Иисус сам наставлял своих последователей: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством…» (Луки 21: 34). Ответственность в отношении алкоголя Иисус перекладывает на человека, это должно быть в виде наблюдения за собой, так же как мы следим за своим здоровьем.

Священное Писание также показывает нам отношение первой церкви к алкоголю и вину. Апостол Павел, давая наставления первой церкви в Коринфе, пишет о том, чтобы люди не обманывали самих себя, размышляя о вечной жизни в Царствии Небесном. Пьяница ставится на один уровень с идолослужителем и мужеложником (гомосексуалистом) – это неправедные, которые не наследуют жизни с Богом в вечности, после смерти (1 Кор. 6: 9–10).

«Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов», – рекомендует Павел Тимофею (1 Тим. 5: 23). Эта рекомендация отражает то, что даже при заболевании в ранней церкви не пили вино, кроме воспоминаний страстей Иисуса. Эта рекомендация направлена в виде медикаментозного препарата для лечения. Заметим, что пить вино рекомендовалось «немного».

Библия не ставит полного запрета, табу в употреблении вина. Но извлекая принцип свободы в разрешении проблемы еды, мяса посвященной идолам, Апостол Павел заявляет: «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8: 9). Ради того, чтобы не соблазнить брата своего по вере, он готов вообще не есть мяса (1 Кор.8: 10), чтобы не дать повода для других. «Едите ли вы, или пьете, или другое что делаете, все делайте во славу Бога» (1 Кор. 10: 31). Этим же принципом должны воспользоваться многие христиане современности, у которых есть хоть один сосед, друг, дальний или близкий родственник, для того чтобы показать пример отделенной жизни от греха зависимости. Не быть тем, который будет своим поведением еще больше топить в «болоте зависимости» своего товарища, но быть тем, который смог бы найти ключ к человеку, который закрылся внутри своих переживаний и проблем и не хочет выходить оттуда.

Молдавский регион нуждается в обновлении сознания и образа жизни для будущих поколений. Различные методы предостережения от алкогольной зависимости людей несут в себе кратковременную пользу для общества. Было бы целесообразнее попытаться изменить самих людей. Это может сделать только самовольный акт вручения человеческой жизни в святость, веру в Иисуса через прощение грехов. Если проблема кроется внутри человека, тогда ее необходимо решить на своем уровне. Пусть в этом поможет всем нам Бог!

Иван Карасени

[1] http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-alcohol-consumption/info.

[2] Электронный ресурс «Медпортал». Алкоголь: история возникновения. http://medportal.ru/enc/narcology/reading/45/.

[3] Электронный ресурс статей: http://www.russlav.ru/stat/opiyanenie.html

Просмотры (172)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *